09:04 

Идентификация стиля

auto
"Мотор" спросил шеф-дизайнера VW о том, почему все машины становятся похожими.


Вальтер де Сильва. Фото Volkswagen

Интервью с шеф-дизайнером группы Volkswagen, объединяющей в себе 11 автомобильных марок, получилось немного спонтанным – о том, что Вальтер де Сильва действительно сможет пообщаться с нами, стало известно за несколько часов до беседы. Но у нас было что спросить у человека, определяющего облик одного из крупнейших в мире автоконцернов и всех входящих в него компаний: мы решили узнать, почему современные машины становятся одинаковыми.

Первый вопрос не касается автомобилей: у производителя фототехники Leica есть специальная модель, названная Вашим именем. Как так получилось?
– О да, это странная, но приятная история. Сеньор Кауфман, президент и CEO компании Leica, как-то предложил мне сделать что-нибудь для «Лейки». Мартин Винтеркорн, шеф «Фольксвагена», сказал: «Почему бы и нет?». Так все и началось. Однако когда я приступил к работе, то столкнулся с многими сложностями. Во-первых, Leica – это настоящая икона в мире фототехники. И это в первую очередь высокая инженерия, а уже потом дизайн. Работать было непросто. Но я очень горжусь продуктом, который получился в итоге. Дизайн фотоаппарата был целиком разработан креативной командой Audi и мной.



Сколько продолжались работы?
– Почти полтора года. Это был очень интересный, фантастический опыт.

Перед началом интервью мы рассуждали о том, насколько сложными с архитектурной и дизайнерской точки зрения становятся стенды компаний на автомобильных выставках. Как шеф-дизайнер всего концерна Volkswagen, вы каким-то образом участвуете в их разработке?
– Ну нет. Это работа маркетинговых отделов и бренд-менеджеров. Конечно, когда они просят совета по цветовым сочетаниям или каким-то архитектурным решениям, наши дизайнеры с удовольствием им помогают. Но все же мы автомобильные дизайнеры.

Хорошо, тогда поговорим о машинах… Почему в последние годы автомобили концерна Volkswagen в рамках одного бренда становятся все больше похожими друг на друга? Сначала «одинаковыми» стали Audi, теперь это происходит с брендом «Фольксваген». Зачем?
– Это следствие стабилизации того, что мы называем brand identity – «идентификации бренда». Его уникальности. В Audi этот процесс начался в 2006 году с приходом нового шеф-дизайнера, в Volkswagen – в 2010-м, всего пару лет назад. И это очень важная тенденция, потому что хороший продукт – это продукт, который имеет хороший дизайн и однозначно узнаваем.



– Но вообще, я очень удивлен этому вопросу. Потому что большинство успешных марок развиваются в том же направлении. Например, автомобили BMW, у которых ключевые элементы дизайна – в оформлении передней части кузова, не меняются уже почти семьдесят лет.

Но со стороны кажется, что BMW в последние годы как раз пребывает в усиленных поисках стиля – была эпоха Бэнгла, а теперь мы имеем нечто новое…
– Нет-нет. Это два разных понятия – уникальность бренда (brand identity) и дизайн конечного продукта. Например, в любом автомобиле Audi есть «щит» решетки радиатора и узкие фары, а лицо «Фольксвагена» можно схематически отобразить вот так (рисует на бумаге).



– Это то, что определяет уникальность бренда. И главная задача шеф-дизайнеров марок, Эггера в Audi или Бишоффа в Volkswagen, состоит как раз в том, чтобы адаптировать ключевые черты марки под конкретный, конечный продукт. Эволюция первичных черт brand identity делает продукт уникальным, сохраняя его узнаваемость.

– Если посмотреть вокруг, то сегодня все занимаются тем же – поиском самоидентификации. Мы говорили про BMW, и то же самое происходит в «Мерседесе», в «Киа», «Форде»… Не у всех пока получается. И мне кажется, что мы уже добились хороших успехов. Но это длительный, постоянный процесс и останавливаться мы не собираемся.

Как бы Вы описали идеологию брендов концерна VW с точки зрения дизайнера? Audi, Volkswagen, Skoda…
– Дизайн – это отражение миссии бренда. Например, у марки Volkswagen есть три ключевые составляющие. Первая – классика (1), «Гольф», который в меру современен, но при этом имеет все классические черты бренда.



– Другая составляющая бренда по-итальянски звучит «simpatia» – симпатичность (2). Это новый Beetle, это VW up! и экспериментальный Bulli, например. Третья составляющая – «спортивность» (3). Яркие примеры – новый концепт VW Cross Coupe, который мы привезли в Женеву, обновленный «Тигуан», новый «Туарег». Это «спортивность» плюс «сила» и «энергия».
– Но при этом мы легко можем выделить общую философию в дизайне всех моделей – это горизонтальная линия решетки радиатора у Volkswagen. То же самое у Audi и Skoda, у «Сеата».
– Для премиальных, эксклюзивных марок, у которых есть история, есть традиции – это Lamborghini, Bugatti, Bentley – применяются другие правила. Облик этих автомобилей определяется в первую очередь их наследием.



Купе Audi A5 - любимое
детище де Сильвы в VW

– Тогда почему кроссовер Bentley, который мы увидели здесь, в Женеве, получился столь неоднозначным в плане дизайна? Я пока не слышал положительных отзывов об этом автомобиле.
– Главная проблема лежит в области эмоций. Она заключается в том, что само понятие «внедорожник» кажется не очень естественным в контексте марки Bentley. Никто не знает, как должен выглядеть «внедорожник Бентли» – ведь их никогда не было.


URL
Комментарии
2012-03-30 в 12:04 

Farina
Солнце в кармане.
Какая классная статья! Спасибо!
Утащу себе в цитатник.

2012-04-02 в 09:58 

auto
Farina, хорошо ))

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

@втомобили

главная