В июне концерн BMW Group, выпускающий автомобили люкс-класса под брендами BMW, MINI и Rolls-Royce отметил 95-летие марки BMW. 21 июля 1917 года объединенное предприятие впервые предстает как BMW GmbH, «Общество с ограниченной ответственностью «Баварский моторный завод». Эту дату принято считать днем рождения бренда BMW, чьи автомобили и мотоциклы сегодня известны во всех уголках планеты.
Сегодня BMW Group является мировым лидером в продаже автомобилей люкс-класса, тем не менее история марки BMW не всегда была гладкой. Давайте же посмотрим как она развивалась.

1.1920-е: лучшие моторы Баварии
2.1930-е: победы и рекорды
3.1940-е: прорывы и отступления4.1950-е: турбулентные времена
5.1960-е: новый класс
6.1970-е: счет идет на серии
7.1980-е: золото на чемпионатах мира
8.1990-е: ветер перемен
9.2000-е: с позиций современника
1940-е: прорывы и отступления.Успех автомобилей BMW закрепляли мотоциклы. Их программа впечатляла своим диапазоном. Еще в 1930 году в условиях экономического кризиса компания BMW AG вывела на рынок модель R 2 с одноцилиндровым двигателем рабочим объемом 198 кубических сантиметров. Пользоваться мотоциклом с объемом менее 200 «кубиков» в Германии разрешалось без водительского удостоверения, что определило успех модели. Немцы приобрели около 15 000 таких мотоциклов. В 1937 году гонщик Эрнст Хенне (Ernst Henne) по прозвищу «Белый призрак» на специальном мотоцикле с каплевидным обтекателем установил мировой рекорд скорости 279,5 км/ч, продержавшийся 14 лет. В 1935 году, начиная с модели R 12, мотоциклы BMW получили телескопическую переднюю вилку, а в 1938-м, с модели R 61 – подрессоренную подвеску заднего колеса. Достижения компании в области двухколесных машин связаны с именем мотогонщика и конструктора Рудольфа Шляйхера (Rudolf Schleicher).
В 1940-е годы BMW AG вступила с программой, включавшей в себя 250-кубовую модель R 23 и 350-кубовую модель R 35, оснащенные двигателями с единственным вертикальным цилиндром, а также несколько моделей с двухцилиндровыми горизонтально-оппозитными моторами (500-кубовый R51, 600-кубовые R 61 и R 66, 750-кубовые R 12 и R71). Все моторы были четырехтактными.
В 1940 году СССР приобрел в Германии пять экземпляров BMW R 71 и один комплект чертежей этого мотоцикла. Приказ Наркомата среднего машиностроения гласил: «в точности повторить конструкцию германского мотоцикла». Работники Центрального конструкторского бюро мотоциклостроения под руководством Николая Петровича Сердюкова детально изучили устройство баварского мотоцикла. В проекте участвовали также заводы ЗиС, Московский мотозавод, Харьковский велозавод и другие, институт НАТИ. В кратчайшие сроки удалось создать и освоить производством отечественный тяжелый мотоцикл М-72, первые образцы которого даже шрифтом эмблемы напоминали немецкий аналог. Только вместо BMW на эмблеме значилось ММЗ – Московский мотоциклетный завод.
Вершиной творчества немецких инженеров в 1940-е годы стал тяжелый мотоцикл с приводной коляской R 75. За исключительные вездеходные качества R 75 получил прозвище «Сахара». Двухцилиндровый горизонтально-оппозитный 750-кубовый двигатель этого мотоцикла развивал не самую впечатляющую, на первый взгляд, мощность – 26 л.с. (19 кВт), однако был намеренно дефорсирован для получения преимуществ в условиях бездорожья. Тяговые возможности мотоцикла расширял демультипликатор, увеличивающий число передач коробки с четырех до восьми. Кроме того, поскольку R 75 весил с коляской 420 кг, а допустимая полная масса составляла 670 кг, в трансмиссии предусматривался задний ход, причем передач заднего хода было две. Для повышения проходимости мотоцикл оснащался блокировкой дифференциала в приводе коляски. Ряд мер были предприняты для защиты двигателя и шасси от пыли и грязи. BMW R 75 получил двойной воздушный фильтр, предохранительные гофры на скользящие соединения телескопической вилки, герметичное электрооборудование. Уникальным решением стал гидравлический привод тормоза бокового прицепа, в просторечьи – коляски. Тяжелый мотоцикл R 75 был готов снести любые тяготы. Если повреждались покрышки, на их место подходили шины от легкового автомобиля. До 1944 года изготовили 18440 мотоциклов R 75.
В 1940-е годы стратегически важным становится производство авиамоторов. Еще в 1928 году BMW AG приобрела у американской компании Pratt & Whitney лицензию на звездообразные двигатели воздушного охлаждения. Этими моторами оснащался знаменитый пассажирско-транспортный самолет Junkers J 52. О его непревзойденной надежности ходили легенды. Примечателен факт, что и в наши дни J 52 все еще осуществляют коммерческие перевозки в некоторых кантонах Швейцарии. Двигатели для J 52 заводы BMW продолжали выпускать до 1945 года. Предприятие BMW/Bramo выпускало девятицилиндровые радиальные авиамоторы Fafnir. Их мощность достигала 1200 л.с. Эти моторы сделали возможными, в частности, беспосадочные рейсы авиакомпании Lufthansa в Нью-Йорк продолжительностью 24,5 часа.и рейсы Берлин – Токио с одной промежуточной посадкой. В 1940-е годы компания BMW AG освоила промышленное производство турбореактивных двигателей. Специальный самолет Arado 234 с четырьмя такими моторами модели BMW 003 в сентябре 1944 года достиг рекордного потолка 13 000 м, продолжив таким образом дело, начатое в 1919 году пилотом-рекордсменом Францем Зено Диемером. Пропасть, пролегающая между звездообразным 8-цилиндровым мотором и турбореактивным двигателем, дает отчетливое представление о технологическом рывке, совершенном компанией BMW AG за какие-то два десятилетия.